До основания компании
В ночь с 5 на 6 октября 1948 года в Ашхабаде произошло одно из самых сильных зарегистрированных землетрясений в мире. Два вертикальных подземных толчка силой 9 баллов полностью уничтожили город: во всём Ашхабаде устояли только несколько зданий, остальные же 98% строений и все городские коммуникации были разрушены.
В новом проекте города, Дугуев, насколько это было возможно
в те годы, учёл сейсмический фактор и инженерные свойства грунтов, добивался применения современных стройматериалов
и архитектурных принципов. Он лично руководил проектными работами, но главное — использовал эти сложнейшие условия, чтобы воспитать сильную команду проектировщиков-строителей, вкладывая в них свой опыт и преданность к строительному делу.
Невозможно сейчас сравнить работу «ОСК-1» с невероятной сложности условиями и напряжением, в которых пришлось трудиться Владимиру Мироновичу Дугуеву в то время. Но в каждом новом проекте мы ощущаем эту ответственность за профессию. И вдохновляемся ею.
Это означало, что город нужно не просто восстановить — его нужно отстраивать заново. И сделать максимум для того, чтобы подобные разрушения никогда не повторились. Масштабную проектную работу поручили Владимиру Мироновичу Дугуеву, директору Ашхабадского проектного института Туркменгоспроект.
Владимир Миронович знал, что необходимо учесть при проектировании нового Ашхабада. До землетрясения только некоторые, наиболее крупные и важные здания строились с элементами сейсмостойкости, у основной же массы строений не было никаких шансов устоять. Это был старый саманный город, дома из сырцового, «глиняного» кирпича. Даже здания из обожженного кирпича были недостаточно прочны — в скрепляющем кладку растворе использовали мелкий барханный песок, не дающий достаточной вязкости.
Сергей Дугуев, руководитель «ОСК-1» и внук Владимира Мироновича, много лет не знал этой истории, ни когда поступал в РАНХиГС по квалификации «Организация строительного процесса», ни даже когда принял решение основать «ОСК-1» — собственную строительную компанию.
Можно только представить себе ощущения в тот момент, когда узнаешь о роли своего деда в строительной отросли того времени, и какой вклад он внес в восстановление разрушенного Ашхабада.
Дугуев Владимир Миронович
А личностью Владимир Миронович, по словам современника, изобретателя и главного инженера машиностроительного завода Михаила Гольдштейна, был незаурядной:
«...все сомнения отпали, как только я зашёл к Дугуеву в кабинет. Ко мне навстречу из-за стола поднялся человек со светлым умным лицом и пытливым взглядом и крепко пожал руку. Он любезно предложил познакомить меня с его институтом и заодно забрать с собой копии чертежей выбранного мною проекта. Мы заходим в разные отделы, и я вижу молодые интеллигентные лица сотрудников, весело и без смущения откликающиеся на его вопросы и реплики. Чувствуется: здесь люди работают с удовольствием».